- Буддизм
- - одна из трех, наряду с христианством и исламом, мировых религий. Как религиозно-философское учение возникло в Древней Индии в 6-5 в. в. до н. э. Основателем буддизма является индийский принц Гаутама, впоследствии прозванный Буддой, т. е. ясновидящим.
Согласно буддизму, все в мире преходяще, непостоянно, а поэтому полно скорби и неудовлетворенности. Каждое отдельное существо есть невечная комбинация действующих жизненных сил. Эти силы, согласно вечным законам, возникают, взаимодействуют и исчезают (дхарма).
Отличительной чертой буддизма является его антропоцентризм - человек выступает в этой религии самым совершенным существом. Только он может достичь высшего состояния нирваны, которое означает достижение высшего духовного развития, а вместе с ним, бессмертия, прекращения вечного круговорота страданий (сансара).
Все другие персонажи этой религии, включая и богов, не в состоянии достичь нирваны — они не могут пройти цепь очищающих перерождений. В то же время многие мифологические существа могут обладать качествами, которые недоступны человеку.
Данное обстоятельство делает эту религию не столько культом поклонения сверхъестественному существу - творцу и всеобщей форме жизни, сколько образом жизни для последователей. Буддизм можно понимать как моральный кодекс, мировоззрение, которые предписывают человеку не причинять вреда другим существам и природе и совершенствоваться духовно в короткий промежуток времени с высокой эффективностью.
Буддисты исповедывают Четыре Благородные Истины: существует страдание; существует причина страдания; страдание можно преодолеть; наконец, существует путь к преодолению страдания.
Мир, материя и разум непрерывно изменяются. Буддисты считают, что разум является причиной того, что дух обременяется материей, которая принижает, отягощает его. Отбросив разум) погрузившись в непосредственное сознание, можно достичь нирваны и таким образом избавиться от страданий и бесконечных перевоплощений: выйти из процесса рождения, становления и смерти.
Избавиться от страданий и достичь нирваны можно, подчинив свою жизнь Восьмеричному пути. Этот путь подразумевает: 1. Правильное понимание. 2. Правильное побуждение. 3. Правильную речь. 4. Правильное поведение. 5. Правильный образ жизни. 6. Правильные устремления. 7. Правильное мышление. 8. Правильное созерцание.
Буддизм имеет три основных течения, которые не являются моментами одного целого, а развивались достаточно самостоятельно. К ним относят: хинаяну (малая колесница), махаяну (большая колесница) и ваджраяну (алмазная колесница). Основными являются хинаяна и махаяна. Их отличие заключается в том, что они по-разному понимают путь очищения. Хинаяна, например, более строга, она связывает достижение личной святости с уединением и аскетизмом. Это суровый путь, который годится не для всех. В махаяне верующие следуют заповедям исторического Будды Гаутамы, который был воплощением Бога и показал конкретный культовый путь к просветлению. В хинаяне буддист движется к нирване собственным путем, в махаяне он ориентируется на чужой, уже опробованный, опыт.
Буддизм получил самое широкое распространение. Последователи его живут в Китае, Тибете, Корее, Японии, Монголии, Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, Лаосе, Бурятии, Кампучии, Вьетнаме, Калмыкии и других странах и этносах. Буддизм не имеет строгих догматов, поэтому открыт для местных модификаций. Это обстоятельство вызвало включение в буддийский пантеон местных богов и национальных интересов, которые получили тем самым культурное закрепление в этой мировой религии. В то же время в целом буддизм сохранил ту основу, которая сформировалась в Индии.
Содержание буддизма — одно из самых богатых и разнообразных в мировой культуре. В этом мировоззрении представлены моменты космогонического порядка. Мифология буддизма глубоко философична, а ее открытость позволила обогатиться за тысячелетия существования многими культурными приобретениями. Не случайно, в XX веке многие лучшие представители Европейской культуры были буквально взяты в плен этим строем сознания и жизни.
В буддизме получили значительное развитие иррациональные способы познания, культура духовной жизни настолько богата, что прагматичные и материалистичные европейцы буквально теряются в ней. Для культуры Европы буддизм полон экзотики. На самом деле в этой религиозной культуре получили свое развертывание те потенциальные возможности человека, его духовности и психики, которые у народов Запада не только не развивались на протяжении тысячелетий, а, наоборот, консервировались и блокировались.
В наше время начинается процесс объединения Западной и Восточной культур. Причем, с Запада на Восток перемещается поток материальной культуры и связанной с ней духовности, а с Востока на Запад распространяется духовность, которая была развита в недрах древних религий, оказавшихся в XX веке такими современными.
Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс. Под ред. О. М. Штомпеля. 1996.